(861) 212-70-15 Работаем с 1000 до 2100

Корзина пуста

Особенности передвижения по снегу и фирну .

Особенности передвижения по снегу и фирну .

Снежный (фирновый) склон, в отличие от скал, позволяет создать точку опоры практически в любом месте. Для этого надо либо вытоптать нажимом подошвы (в мягком снегу), либо выбить носком или рантом ботинка (в насте, фирне), либо вырубить лопаткой ледоруба (в мороженом снегу) ступени для ног. Иногда можно воспользоваться кошками, которые прекрасно держат на твердом фирне. По этим причинам передвижение по снегу и фирну зачастую более экономично по расходу энергии и затрате времени, чем, например, лазание по скалам.

Снежные (фирновые) склоны позволяют почти повсеместно организовать страховку. Однако страховка на снегу менее надежна, чем на скалах или на льду.

При движении по снегу, в отличие от скал, применяется принцип «двух точек опоры». Этот принцип действителен даже на крутых склонах, когда передвижение совершается способом «в три такта». Только на крутом склоне, покрытом глубоким, рыхлым снегом, где для обеспечения безопасности глубоко в снег запускаются обе руки, соблюдается правило «трех точек опоры». При подъемах и спусках по снежным маршрутам большую нагрузку испытывают мышцы ног. В известной мере из-за сравнительно более быстрого набора высоты, а главным образом, из-за тяжелой работы по изготовлению ступеней, интенсивнее, чем на скальных или ледовых маршрутах, работают сердце и легкие. Последнее особенно важно иметь в виду при проведении тренировок и физической подготовке участников высотных восхождений, в которых преобладают снежные маршруты.

Основные правила передвижения по снегу.

При изготовлении ступеней на снежном склоне следует постепенно прессовать опору для ступни, избегая сильного удара ногой по снегу. Это помогает сохранять ступени, которые могут обрушиться от резкого удара, экономит силы альпиниста и уменьшает опасность лавины. Если наст непрочный и не выдерживает веса человека, не надо стараться удержаться на его поверхности. Лучше резким ударом ноги проломить наст, а затем нажимом подошвы уплотнить ступень под ним. Иногда на крутом настовом склоне можно удержаться, опираясь серединой подошвы на край пробитой в насте ступени, а голенью — на наст, распределив, таким образом, вес тела на большую площадь поверхности снега (рис. 57).

Чем менее надежны ступени (рыхлый снег, гладкий подслой, на котором съезжают утрамбованные ступени, недостаточная толщина снежного покрова и т. д.), тем важнее соблюдать принцип вертикального положения тела. Прижимаясь (наклоняясь) к склону, только увеличиваешь опасность соскальзывания. Длина шага (промежуток между ступенями) не должна ставить в трудное положение наименьшего в группе. Все участники, двигаясь по маршруту, должны идти след в след, не сбивать ступеней, заботиться об их сохранности и при необходимости исправлять повреждения. Идущий первым выполняет тяжелую работу, и его следует периодически сменять. Это диктуется также соображениями общей безопасности, поскольку утомленный человек скорее ошибается в выборе пути, организации страховки, своевременном обнаружении опасности.

Необходимо всегда помнить об опасностях, постоянно подстерегающих альпиниста, особенно лавинах. Следует отдавать предпочтение более трудному пути, если он менее лавиноопасен. Так, подъем прямо вверх, «в лоб», предпочтительнее не только из-за кратчайшего пути, но и из-за большей безопасности, поскольку при этом не подрезается снег, как при движении по наклонной линии (зигзагом) или по горизонтали (траверс склона).

Техника преодоления снежного рельефа

По снежному склону крутизной до 25-30° лучше всего подниматься прямо вверх. В мягком снегу ступени изготовляют простым уплотнением (вытаптыванием) подошвой ботинка. При достаточной глубине рыхлого (мягкого) снега ступни ставят параллельно. Ледоруб, на темляке, держат за середину древка или используют как опору (рис. 58). При увеличении крутизны склона ледоруб берут в обе руки в положение «на изготовку». При увеличении глубины снега и крутизны склона ледоруб можно использовать для создания более надежной опоры, вгоняя его в снег при каждом шаге или паре шагов (рис. 59). Необходимо наблюдать за тем, чтобы ступени были горизонтальными. На плотном (твердом) снегу или фирне ступни принимают положение «елочки» и по мере увеличения крутизны склона носки ботинок разводятся все шире.

При дальнейшем увеличении крутизны склона и твердой поверхности снега переходят на движение зигзагом, меняя время от времени направление линии движения и располагая ее под углом не менее 45° к «линии течения воды». Ступени выбивают рантом ботинка несколькими косыми (скользящими) ударами в тот период, когда находящийся в обеих руках ледоруб опирается штычком о склон. Такая работа требует некоторого навыка и тренировки, поскольку при размахивании и резких ударах ногой неподготовленный восходитель может потерять равновесие. Рекомендуется следующий порядок работы. Прежде всего штычком ледоруба надо упереться в склон на уровне пояса, затем рантом ботинка ноги, которая находится ближе к склону, выбить горизонтальную ступень. Небольшой размах ноги (главным образом, за счет голени) компенсируется сравнительно устойчивым положением альпиниста. Встав на ступень работавшей ногой, переносят на нее вес тела. Следующую ступень выбивают внутренним рантом ноги, стоявшей ниже по склону. Больший размах ноги (не только в колене, но и в бедре) облегчает изготовление ступени, однако положение альпиниста при этом менее устойчиво. К тому же здесь труднее обеспечить горизонтальность ступени (рис. 60).

На склонах средней крутизны ледоруб переносят на новую точку опоры при каждом шаге. При движении по крутым склонам, как правило, из каждого положения ледоруба делается два шага. На очень твердом насте или фирне трудоемкую работу по выбиванию ступеней ногой заменяют вырубанием или выцарапыванием лопаткой ледоруба. Еще более экономно передвижение по твердой снежной поверхности на кошках, что зачастую и более безопасно.

На склонах большой крутизны с раскисшим на поверхности снегом, если он не представляет лавинной опасности, двигаться надо так же, как и по твердому снегу. Необходимо тщательно соблюдать плавность движения во избежание срыва ступеней. Свежий мягкий снег средних высот, согретый летним солнцем, может стать настолько липким, что каждый шаг будет затруднительным. В таких случаях приходится боковыми ударами манжеты ледоруба о рант ботинка почти при каждом шаге сбивать снег с подошвы. Несмотря на неустойчивость положения восходителя и на утомительность такого приема, он зачастую оказывается единственным обеспечивающим возможность передвигаться по липкому снегу. При известной практике этот прием, доведенный до автоматизма, становится привычным и не затрудняет, как вначале. На опасных склонах необходимо предусмотреть усиление страховки.

На склонах с размякшим на значительную глубину фирном или покрытых сухим пескоподобным снегом следует избегать зигзагообразного передвижения и траверсов из-за возможной лавинной опасности. На таких склонах, как и на очень крутых снежных склонах вообще, наиболее рационально движение «в лоб» способом «в три такта». Оно заключается в следующем. Альпинист, держа ледоруб за головку, вгоняет его в склон на всю длину рукоятки (первый такт). Если это не удается с первого раза, операцию следует повторить, расширяя образовавшееся в фирне отверстие путем поворота ледоруба за головку вокруг оси древка. Придерживаясь за ледоруб, выбивают ступени поочередно для каждой ноги и переносят на них вес тела (второй и третий такты). Ступени предпочтительнее располагать в 20-25 см друг от друга по ширине и на наибольшем для всех участников расстоянии по высоте. Близкое взаимное расположение ступеней может привести к их подлому. Утвердившись на новых ступенях, альпинист извлекает ледоруб из снега и снова вгоняет его в склон на уровне головы или выше. И опять выбивает две новые ступени для ног. Прием «в три такта» позволяет уверенно преодолевать крутые склоны, загруженные глубоким, проваливающимся под ногами снегом (рис. 61). При траверсе способом «в три такта» переступают приставным шагом (рис. 62).

Рыхлый снег на гладком ледяном основании требует для подготовки ступеней квалифицированной работы. При этом используется свойство снега смерзаться при уплотнении. Согнутую в колене ногу легким ударом погружают в снег до упора носком в лед (фирновый подслой).

Затем, не отрывая носка от ледяного основания, несколькими вертикальными нажимами каблука прессуют ступень, следя за тем, чтобы ее поверхность оказалась горизонтальной. В более сложном случае, когда крутой гладкий ледяной или фирновый подслой особенно плохо держит ступени, «съезжающие» под нагрузкой, применяется двойная запрессовка ступеней. Сначала легким ударом ноги, направленным практически перпендикулярно склону, прижимается первая порция снега, образующая фундамент, примерзающий к подслою.

Потом, используя снег с боков ямки, формируют на полученном основании собственно ступень, выравнивая ее поверхность до горизонтального положения (рис. 63). Особенно хороший результат дает такая обработка маршрута на мягком снегу двойкой альпинистов, вышедших налегке с вечера накануне подъема группы. Ночной мороз укрепит следы и сделает путь легким и более безопасным.

Если слой рыхлого или раскисшего снега тонок, выгоднее воспользоваться кошками, зубья которых в глубине снега вполне надежно держат на прочном подслое.

Глубокий рыхлый снег под хрупким настом позволяет формировать ступени в его толще, если для этого используются куски проломанного ногой наста, прессуемые вместе с обрушиваемым с краев следа снегом. Образовавшийся в глубине снежной массы прессованный ком со сравнительно широким основанием, опираясь на глубинные слои снега, может выдержать вес человека, если переносить тяжесть тела постепенно, давая возможность ступени смерзнуться.

Морозный пескообразный перекристаллизовавшийся снег, а также образующийся иногда под настом глубинный иней может не поддаваться запрессовке, и формирование ступеней в глубине такого снежного слоя подчас бывает невозможным. В этом случае надо постараться использовать наст, опираясь на него, как было сказано ранее, подошвой ботинка и голенью. Очень рыхлый и глубокий снег на крутом склоне приходится преодолевать пробивая траншею и располагая на ее дне ступени и точки страховки. Такая траншея требует от альпинистов затраты больших усилий и к тому же, нарушая целостность склона, значительно увеличивает лавиноопасность. Если ледоруб не будет надежно держать в рыхлом снегу, целесообразно закрепляться на склоне, запуская вторую руку на всю ее длину в глубину снежного слоя.

Спускаться по снежным склонам лучше всего параллельными путями, организуя в случае надобности страховку. В рыхлом снегу стараются идти почти не сгибая коленей, амортизируя каждый шаг за счет проминающегося снега. Необходимо следить за шириной шага: на широком шагу провалившуюся «верхнюю» ногу трудно выдернуть из снега. В более твердом снегу на спуске следы пробиваются ударом каблука. При этом для сохранения равновесия нужно опираться на ледоруб (рис. 64, справа). На спуске по фирновому и оледеневшему снежному склону применяются кошки. На крутых склонах, на склонах, покрытых рыхлым снегом, спускаются лицом к склону способом «в три такта», обратным способу подъема, осторожно перенося вес тела с одной ноги на другую, придерживаясь за воткнутый в снег ледоруб. Спуск производится по одному следу. Особое внимание обращается на сохранение целости ступеней.

По ровным снежным склонам без камней и ледяных обнажений возможен спуск скольжением на подошвах ботинок, опираясь ледорубом о склон, — глиссирование. Положение при глиссировании напоминает низкую стойку лыжника при спуске. Ноги согнуты в коленях, одна на полступни впереди. Часть веса перенесена на ледоруб, находящийся в руках и царапающий штычком по склону сзади-сбоку от альпиниста (рис. 64, слева). Регулирование скорости осуществляется большей или меньшей нагрузкой на ледоруб и подниманием или опусканием носков ботинок. Во время движения можно изменять направление, используя ранты ботинок как канты лыж. Поворотом же можно более или менее плавно погасить скорость.


Глиссирующий не должен терять контроль над скоростью и направлением движения. Нельзя решаться на скольжение по крутым незнакомым склонам. Это, как правило, кончается травмами. Если впереди возникла опасность, а увеличившаяся скорость перестала поддаваться контролю, а также если альпинист потерял равновесие, он должен мгновенно принять положение самозадержания с помощью ледоруба (см. рис. 87).

Глиссирование как технический прием не имеет ничего общего со скольжением по снегу сидя, которое, будучи чрезвычайно опасным, не должно допускаться при восхождениях. На некрутых снежных склонах для лиц, владеющих горнолыжной техникой, возможен спуск (как и подъем) на лыжах.